Система рулевого управления так и оставалась бы жесткой и некомфортной, если бы умные люди не придумали гидроусилитель (ГУР), облегчающий жизнь водителю. И одним из узлов этой гидросистемы является насос, обеспечивающий работу всей конструкции.
В системе ГУР насос обеспечивает поддержание необходимого давления жидкости (в гидроусилителе руля используется жидкость ATF, как в автоматической коробке передач). Насос приводится в движение от коленвала двигателя с помощью ременной (клиновидного или поликлинового ремня) или шестеренчатой передачи (устанавливается на грузовиках и автобусах), и таким образом находится в движении постоянно, пока работает двигатель.
Пока автомобиль едет по прямой (руль и колеса не поворачиваются), жидкость циркулирует по малому кругу: от насоса к распределителю и дальше в расширительный бачок, то есть, пока закрыт золотниковый клапан на распределителе, система работает без нагрузки. Когда водитель поворачивает руль, открывается клапан на распределителе и жидкость поступает в силовой цилиндр, повышая усилие поворота.
Получается, что даже на холостом ходу насос ГУРа работает. Уменьшить износ от постоянной нагрузки помогает гидравлическая жидкость, а также надежность самой конструкции. Несмотря на загруженность узла, ГУР довольно редко выходит из строя, а насос при правильной эксплуатации может проработать до 10 лет.
При поломке насоса рулевое управление будет работать, хоть и потребует больших усилий от водителя. Это определенная страховка на случай, если с насосом что-то случается во время движения: автомобиль не потеряет управление и позволит водителю «дорулить» до ближайшей обочины. Тем не менее, ездить с поломанным насосом специалисты не рекомендуют: это в кратчайшие сроки приведет к поломке других деталей рулевого управления.